Главная
Государственное учреждение
Гомельский областной центр гигиены,
эпидемиологии и общественного здоровья
официальный сайт

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Фантазия – мать всех возможностей, где подобно
всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе.

Карл Густав Юнг

Песочная терапия – это невербальная форма психотерапии. Автор этого метода, швейцарский аналитик Дора Калфф, считает главным принципом, положенным ею в основу работы, – «создание свободного и защищённого пространства», в котором, как ребёнок, так и взрослый, может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей. Он не понимает причин происходящего с ним, и тогда песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.

Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс.

С помощью песочной терапии возможно решение самых разнообразных проблем. В песочном пространстве развивается фантазия и актуализируется творческое начало личности, выводятся на осознаваемый уровень подавляемые эмоции, гармонизируется психоэмоциональное состояние, проигрываются и проживаются актуальные конфликты, активизируется адаптационный потенциал.

Игра в песочнице – это словно сказка, в которой человек является волшебником или феей и может сам преобразовать текущую ситуацию, беспокоящую его. А затем опыт построения перенести в свою реальную жизнь.

Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа. Работа с песком – это и упражнения на тактильную чувствительность, и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Маленький человек не всегда может рассказать взрослым о своих трудностях, а окунувшись в песок, для него это становится возможным.

Метод игры с песком вначале использовался только для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми. Погружая руки в песок, человек переносится мысленно на много лет назад, когда свободное творчество и познание мира были для него абсолютной нормой, а игра с формочками – важнейшим занятием. Отступает тревога, пропадают симптомы хронического стресса, повышается настроение и уверенность в себе. Живой песок способствует внутреннему расслаблению и активизации творческого начала.

Песочная терапия позволяет:

  • выразить переживания, которые трудно сформулировать словами;
  • открыть внутренние резервы для разрешения трудностей;
  • пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.

В результате курса песочной терапии проходит тревога, искажающие поведение эмоции устраняются. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых.

Для многих из нас бывает затруднительно увидеть и осознать причины того, что с нами происходит. Мы часто не можем найти правильное решение возникшей проблемы. Песочная терапия образно дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу.

Психолог отдела общественного здоровья
Гомельского областного ЦГЭ и ОЗ
Екатерина Шундикова